3.1 Школа научного управления. Ф. У. Тейлор и его последователи (1885 – 1920 гг.)

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом прежде всего представителями административной школы управления. Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации. Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями.

Понятие «научное управление» впервые в 1910 г. применил Луис Брандвайс. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций. Как видим, многое из того, что предлагал использовать в трудовом процессе Тейлор, имело психологическую основу. Враге и Стотка писали, что Тейлор заимствовал большинство своих принципов из рукописи своего коллеги Морриса Кука. Однако Локк писал, что критика в адрес Тейлора необоснованна.

3.1 Школа научного управления. Ф. У. Тейлор и его последователи (1885 – 1920 гг.)

В рассматриваемый нами период он явился инициатором и редактором сборника «Научное управление в американской промышленности», выпущенного «Тейлоровским обществом». Существенным вкладом Ф. Тейлора в теорию менеджмента было отделение управленческих функций от фактического выполнения работы. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». 1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.

4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей. Тейлор утверждает, что в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Он считает, что планирование необходимо осуществлять в плановом отделе чиновниками, которые всесторонне подготовлены и могут выполнять все функции планирования. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций.

В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору». Тейлоризм интерпретирует человека как фактор производства и представляет рабочего механическим исполнителем предписанных ему «научно обоснованных инструкций» для достижения целей организации.

Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Труд в его системе является главным источником эффективности. Ф.Тейлор: рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную.

Гилберты изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется «управление кадрами». Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров.

Принципы, достоинства и недостатки школы научного управления

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах.

Из проведенных исследований и экспериментов авторы данной школы вывели ряд общих принципов, методов и форм организации производства и стимулирования труда работников. Тейлор склонен был относиться к рабочим как к необразованным людям, игнорировал их идеи и предложения. Основатель этой школы Тейлор многие годы посвятил увеличению производительности труда рабочих.

Вместе с тем данная теория стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, рекомендуемые школой, могут быть эффективно использованы для достижения целей организации. Становлению науки управления способствовало и появление огромных трансконтинентальных компаний, управление которыми требовало совершенно новых подходов.

Разработка методологии научного управления началась с анализа содержания работы и установления ее основных компонентов. Он был убежден, что если принципы научного менеджмента будут восприняты в полном объеме, то это разрешит все споры и разногласия между сторонами.

Эмерсон заставил науку управления обратить внимание на понятие эффективности, понимая под ним максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.

Г. Эмерсон настаивал на применении комплексного, системного подхода к решению сложных практических задач организации управления производством и всякой деятельности вообще. В унисон с подходами Тейлора и Эмерсона звучат и мысли Генри Форда (1863-1947 гг.), дополнившего основные положения школы научного управления.

Научные методы управления и Тейлор стали синонимами

Ф. Тейлора считают основоположником научного управления производством. Идеи научной организации труда уже тогда имели хождение в работах инженеров, психологов и социологов. Крупное машинное производство, развитие техники требовали новых методов управления, их рационализации, а также экономии времени и ресурсов. Тейлор не был ученым-исследователем или высокообразованным инженером. Он был практиком заводского производства, который поставил задачу управления производительностью труда путем рационализации трудовых операций.

Совокупность принципов и положений, которые легли в основу рассматриваемой школы, впоследствии получили название «тейлоризм»

Среди последователей У. Тейлора особенно выделяются Френк и Лилиан Гилберт. Г. Форд продолжил идеи Ф. Тейлора в области организации производства. Он сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания. В развитие классической теории организации внесли вклад много ученых и практиков. Одну из первых попыток проанализировать управление организацией предпринял Ф.В. Тейлор.

Этот труд составил основу концепции и школы научного менеджмента

Становление школы науки управления, или количественной школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и связанных с ними областей знаний. Они внесли существенный вклад в совершенствование теории управления.

Читайте также:

Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. 2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев. Концепция научного управления стала переломным этапом. Основные принципы Фредерика Тейлора. Тейлор считает, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на исполнительном.

Другие посетители сайта сейчас читают:

Comments are closed.