Интеллект человека

Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Возникают деформации в содержании интеллекта. Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека.

Интеллект — способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.

Интеллект может актуализироваться только в информационном пространстве. Способ образования его и использования строится по принципам организации интеллекта. Принципы организации вложения новой информации в информационное пространство, способы хранения и воспроизводства также соответствуют особенностям работы интеллекта, а именно — организации памяти. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

В начале XX в. Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, т.е. что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирман ввел «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую.

Люди с недостаточным уровнем интеллекта больны олигофренией — врожденным слабоумием. Помимо этого существует и приобретенное слабоумие — деменция. При этом нужно учитывать, что существуют общие определенные функциональные нарушения познавательной способности человека, которые могут даже привести к атрофии разума.

Социальный интеллект

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. В 1937 г. Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека.

Создателем первою надежного теста для измерения социального интеллекта стал Дж. Гилфорд. Согласно концепции Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, не зависимую от факторов общего интеллекта. Эти способности. Также как и к темпераменту, к интеллекту нельзя применить оценочно-содержательные характеристики. Интеллект не может быть «порядочным», «моральным», «злым», «добрым».

Развитие интеллекта

Итак, говоря об исследовании интеллекта и способностей человека, долгие годы приходилось отмечать, что монополия в их изучении принадлежала тестологии. Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях заговорил Ф. Гальтон. Б.М. Теплов: «…способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей. Это переменная.

Способность есть свойство, связанное с успешным освоением/ осуществлением деятельности. В прошлом, как мы убедились, предлагалось довольно много определений интеллекта. Из них наиболее распространенным было определение, данное К. Ясперсом: «Интеллект — это человек в целом, рассматриваемый со стороны его способностей».

Представления об интеллекте

Разумеется, человек, больной или здоровый во всех без исключения случаях должен изучаться всесторонне, т.е. в целом. Однако для этого необходимо знание отдельных качеств и свойств психики.

Мышление и интеллект

Объединение в понятии интеллекта категорий, связанных с познавательным процессом, соответственно предполагает изучение каждой из этих категорий в отдельности. Кроме того, должны быть рассмотрены и некоторые иные слагаемые, из которых составляется личность человека. Обе эти категории не могут рассматриваться без учета его способностей и одаренности. Способности — это такие индивидуальные свойства человека, которые помогают ему быстрее и легче овладеть знаниями, приобретать те или иные навыки и умения.

Читайте также:

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Формулировка интеллекта включает в себя, прежде всего, опыт и знания человека. Интеллект, как и другие способности человека, не есть некая постоянная величина. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного. Изучением интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки, когнитивная этология.

Другие посетители сайта сейчас читают:

Comments are closed.