Леди пилота Пауэрса

Уже в марте 1955 года компания Lockheed получила от ЦРУ контракт на создание и производство 20 самолетов-разведчиков, которые должны были быть созданы на базе CL-282. Он предложил облегченный вариант самолета без шасси, без вооружения и с длинным крылом, как у планера.

Американским разведывательным службам понадобился самолет-разведчик, который был бы недосягаем для советских радиолокационных станций, систем противовоздушной обороны и истребителей-перехватчиков. Самыми высоколетающими боевыми самолетами на вооружении СССР в конце 1940-х годов были МиГ-17 ─ 13,7 тысячи метров. К участию в конкурсе пригласили компании Bell Aircraft, Martin Aircraft (позднее поглощенная Lockheed Aircraft Corporation) и Fairchild Engine and Airplane.

Последняя ─ чтобы ускорить процесс ─ привлекла к разработке самолета инженера Клэренса Джонсона. Кроме того, военные объяснили, что одномоторный самолет значительно уступает по надежности многомоторным. В итоге ВВС США предпочли разведывательный X-16 компании Bell и модифицированные бомбардировщики B-57 Canberra (американская версия English Electric Canberra), предложенные Martin и Fairchild. В 1950-е годы ЦРУ практически не имело собственных разведывательных самолетов и вынуждено было договариваться с ВВС США об использовании их летательных аппаратов.

Леди пилота Пауэрса

Особенный интерес разведчиков вызвала возможность CL-282 выполнять полеты на высоте более 20 тысяч метров и малая по сравнению с другими самолетами эффективная площадь рассеяния. Компания Bell успела построить только один макет нового разведывательного самолета и ни одного прототипа. К созданию крупноформатного фотоаппарата для самолета-разведчика привлекли астронома и проектировщика оптических систем Джеймса Бейкера.

Но чтобы установить оборудование для съемки в и без того тесном внутреннем отсеке самолета, потребовались еще шесть дюймов. Специально для самолета было разработано и новое авиационное топливо.

Получившийся разведывательный самолет имел цельнометаллический фюзеляж, созданный по типу монокока с несущей обшивкой. Чтобы снизить его массу, на U-2 установили шасси велосипедного типа (по одной стойке со сдвоенными колесами в носовой и хвостовой частях), причем тормозами была оборудована только передняя стойка. К слову, сбрасываемыми подкрыльевыми стойками шасси U-2 оснащается и сегодня. И по-прежнему аэродромные служащие «преследуют» самолеты такого типа при взлете, чтобы убедиться, что стойки шасси отсоединились.

В настоящее время на вооружении ВВС США стоят 35 самолетов-разведчиков U-2S/TR-1B, и за годы службы они прошли несколько программ модернизации

При посадке самолет встречают на автомобилях все те же аэродромные служащие и по радио дают пилоту указания по маневрированию. Проще говоря, высота в кабине снизилась таким образом с обычных для U-2 8,9 тысячи метров до 4,6 тысячи. К слову, снижение высоты в кабине стало самым значительным, но не единственным изменением конструкции Dragon Lady. Усовершенствованиям подвергалась и санитарная система самолета.

Просто последний луч ушедшего за горизонт солнца осветил в недосягаемой вышине длинные тонкие крылья самолета-шпиона. Если в 1940-х американские самолеты еще могли относительно безнаказанно вести воздушную разведку у границ СССР, то на заре нового десятилетия советская ПВО стала намного активнее и агрессивнее.

Ведь летать на обычных самолетах за «железный занавес» стало очень опасно. Участвовать в конкурсе были приглашены три компании: Bell Aircraft Corporation (Нью-Йорк), Fairchild Engine and Airplane Corporation (Хагерстаун) и Glen L. Martin Company (Балтимор). От истребителя F-104 Джонсон отчасти позаимствовал форму фюзеляжа, однако в остальном предложенный им самолет можно было с полным основанием назвать планером, оснащенным турбореактивным двигателем.

Для работ над будущим U-2 Джонсон выбрал принадлежащий Lockheed производственный комплекс Skunk Works, расположенный в Бербанке, Калифорния. Создаваемый в Skunk Works самолет несколько отличался от первоначального проекта. Впоследствии, уже в 1957 году, U-2 получил дополнительные топливные баки, которые размещались под крылом. Ради снижения веса пришлось пожертвовать прочностью: конструкция была рассчитана на максимальную перегрузку 2,5 g, что гораздо ниже требований для военных самолетов.

Однако уже на скорости 120 км/ч самолет оторвался от земли. Пилот вернул машину на землю, однако она снова оказалась в воздухе. Лишь после этого Левьер сумел окончательно вернуть самолет на полосу и принялся тормозить. Прежде чем машина остановилась, успели сгореть тормоза и полопаться пневматики.После наземных испытаний начались полеты, в которых открывались новые «тонкости» вождения шпионского самолета.

Эта проблема была решена с помощью второго пилота, который находился, правда, не в самом самолете, а в спортивном автомобиле, выезжавшем на полосу в момент посадки. 8 сентября 1955 года Тони Левьер поднял самолет на высоту 19 500 м, что могло свидетельствовать о несомненном успехе всей программы.

Читайте также:

На самолетах U-2 заменили штатные датчики контроля и системы регулировки давления в кабине пилота. В 1956 году ВВС США закрыли проект самолета. Полеты U-2 над СССР – это самая скандальная, но, разумеется, не единственная страница в истории легендарного самолета-шпиона, до сих пор находящегося на службе американских военных.

Другие посетители сайта сейчас читают:

Comments are closed.