Особенности формирования личности у детей с диагнозом ДЦП: психический инфантилизм, задержка психического развития

2. Эмоционально-волевая сфера личности. Отделение себя от своих действий связано с усложнением деятельности ребенка раннего возраста. Информация, изложенная в данной статье, крайне необходима родителям, у которых дети с двигательными проблемами. Пишут только, что без осознанного отношения ребёнка с ДЦП к исправлению своих недостатков процесс реабилитации малоэффективен. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка.

Каждый родитель, столкнувшийся с тяжелой болезнью своего ребенка, стремится получить максимум информации, имеющей хоть какое-то отношение к проблеме. Но, порой, в погоне за аннотациями к лекарствам нового поколения и поиском очередного специалиста, мы упускаем из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри» — глазами больного ребенка — и есть лучший способ ее понять. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, — результат тесного взаимодействия этих двух факторов.

Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте.

Особенности формирования личности у детей с диагнозом ДЦП: психический инфантилизм, задержка психического развития

Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие.

Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами — это волевая активность ребенка. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка.

Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей — и больных, и здоровых.

Развитие сферы самосознания ребенка в дошкольном детстве

Или еще одна картина: несчастная мать, которая, заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится заложницей болезни. Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого.

Особенности личности

Нельзя упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека. Если в процессе занятий с ребенком вы заметили, что он утомлен — стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут — не стоит пытаться продолжить работу.

ТА СТАТЬЯ ОТВЕТИЛА НА МОИ ВОПРОСЫ РЕБЕНОК ПОСЛЕ ЛЕЧЕНИЯ «замер» РОДИТЕЛИ ОТЧАЯЛИСЬ ДА ЭТО И ПОНЯТНО. В большинстве статей о ДЦП эта тема затрагивается лишь слегка. Уважаемая Татьяна, пишите больше и чаще об этой проблеме. Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека. В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов. В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности. В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности. О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка

Знания, усвоенные ребенком в школе в течение первых десятилетий жизни, становятся объективными измерениями ее сознательной деятельности, поведения. Предпосылкой развития самосознания является отделение себя от других людей, которое начинается уже в раннем детстве. У младших дошкольников еще нет обоснованного и адекватного представления о себе. Дети часто приписывают себе все положительные, социально одобряемые характеристики, не осознают их сущность.

Практические рекомендации

Правильное оценивание себя формируется постепенно на основе умения оценивать других людей. В дошкольный период, оценивая других и самого себя, ребенок просто повторяет оценки, сделанные взрослыми.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. На протяжении дошкольного возраста ребенка происходит переход от предметной оценки других людей к оценке им своих особенностей личности и своих собственных психических состояний. В связи с таким отношением к ним их близких именно у этих, так называемых трудных детей формируется отрицательное самоотношение и отрицательная самооценка.

Другие посетители сайта сейчас читают:

Comments are closed.