Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха

В.В.Синяк, М.М.Нудельман, 1975). Более 70% глухих младших классов с искажениями воспроизводят запомнивший предмет. Эти дети не являются умственно отсталыми, уровень их развития наглядного мышления – в пределах возрастной нормы глухих. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Своевременная коррекция увеличивает шансы детей с нарушением слуха на нормальное физическое и психологическое развитие.

Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев. Ведущие врачи мира считают, что патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка. В то же время известно, что самым важным для языкового и речевого развития является первый год жизни ребенка.

Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха

Частичная или полная глухота лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Нарушение слуха напрямую влияет на развитие речевого аппарата ребенка и опосредованно на формирование мышления и памяти. Ведущую роль в познании окружающего мира у детей с полной или частичной глухотой играет зрение, а также двигательные, осязательные и тактильно-вибрационные ощущения.

У ребенка с нарушением слуха замедляется процесс усвоения информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что не может не отразиться на формировании его личности. Однако при своевременном оказании коррекционной помощи, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены.

Психологические особенности формирования речи у неслышащих детей

Раннее выявление у ребенка нарушения слуха и применение реабилитационных мероприятий является залогом его успешного восстановления. Кровь человека «бегает» по сосудам под огромным давлением и при нарушении их целостности способна выстрелить на расстояние до 10 метров.

Самооценка и уровень притязаний

Обязательно проконсультируйтесь с врачом.При использовании материалов сайта активная ссылка обязательна.Нашли ошибку в тексте? Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. Исследования показывают, что у значительной части глухих детей ( около 40%) имеются те или иные остатки слуховых ощущений.

В процессе длительных занятий и упражнений с использованием ЗУА остаточная слуховая функция у глухих детей активизируется. Слышащие дети чаще, чем глухие, путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Глухие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов.

Более полными оказываются и рисунки по памяти. Глухим детям труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения. Л.В.Занков, И.М.Соловьев). Кроме зрительных ощущений, важную роль в процессе познания у глухих играют также осязательные и двигательные ощущения. У человека существует тесная связь между двигательным и слуховым анализаторами.

У глухих детей потеря слуха отрицательно влияет не только на двигательные ощущения артикуляторного, но и на двигательные ощущения дыхательного аппарата.(И.М.Соловьев, Ф.А.Рау). По мнению И.М.Соловьева, причина скорее в отсутствии слухового контроля при выполнении движений. Может быть, именно поэтому глухим детям так трудно дается овладение некоторыми спортивными и трудовыми навыками, требующими тонкой координации и равновесия движений.

Интересы и жизненные ценности

Осязательные ощущения (ощущения тактильные, температурные, двигательные) у глухих детей младшего возраста развиты плохо.(И.М.Соловьев). Интересен вопрос, связанный с тактильно-вибрационными ощущениями. Слуховые и тактильно-вибрационные ощущения находятся в обратно пропорциональной зависимости.(М.Г.Абрамова, М.П.Могильницкий). По данным этого исследования с использованием тактильно- вибрационных ощущений речь глухих значительно улучшилась, и ее понимание посторонними лицами увеличилось на 38% по сравнению с прежним.

Читайте также:

Нарушение слуха у детей является наиболее распространенным дефектом. Специальное обучение детей с нарушением слуха позволяет сформировать у них речь, понятийное мышление и словесную память.

Другие посетители сайта сейчас читают:

Comments are closed.