Причины развития заикания

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. К развитию заикания приводит большое количество причин. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других).

Заикание — нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст. Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек. Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные — психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания.

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отделы. Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и — дыхательных. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована.

Причины развития заикания

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания. Клоническое заикание — когда несколько кратковременных судорог, следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков. Волнообразное — заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется. При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, — к усилению заикания.

Методики лечения заикания

Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Виды заикания по форме судорог

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Синоним заикания — логоневроз (навязчивый страх общения). Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения. Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу.

И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии. Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) — центр Брока (двигательный центр).

Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих — слуховой центр Вернике. Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими.

Новая теория в развитии заикания

Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков. Далее голос преобразуется в артикуляционном отделе: образуются звуки речи при движениях губ, а также при приближении или прикосновении языка к небу, зубам и их альвеолам.

В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость. Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии — и так далее по кольцу. И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка.

Читайте также:

В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха). Тоническое заикание — если мышцы длительно и сильно сокращаются. Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением.

Другие посетители сайта сейчас читают:

Comments are closed.