Рыцарская культура — История средневековой культуры

На XI-ХIII вв. приходится расцвет рыцарской литературы. Большое место в рыцарской литературе занимала любовная лирика. Литература средневековья, кратко изложенная, делилась на следующие виды: религиозная, городская и рыцарская. Куртуазная культура именно благодаря обращенности к личным качествам рыцаря и культу Прекрасной Дамы стала источником рыцарской литературы, в первую очередь, рыцарской лирики.

Признавая духовное руководство церкви, каждый класс западного феодального общества тем не менее развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующий класс светских феодалов — рыцарство в широком смысле слова — выработал к XIII веку сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений. Из последних в средние века особенно большое распространение получили так называемые рыцарские турниры — публичные состязания рыцаря в уменье владеть оружием, отражавшие военную профессию феодала.

В XI—XII вв. с завершением формирования сословий феодального общества складывается идеология рыцарства, нашедшая свое отражение, в частности, в рыцарской литературе. Последняя утверждала привилегированное положение рыцарей в обществе, прославляя их добродетели: военную доблесть, честь, верность королю и христианской церкви. Создателями рыцарской лирической поэзии в других странах были: труверы — в Северной Франции, миннезингеры («певцы любви»)— в Германии.

Главной из них была история короля бриттов Артура, по преданию жившего в V—VI вв., и его рыцарей, собиравшихся за круглым столом. Эти легенды стали источником для обширных стихотворных рыцарских романов так называемого «бретонского цикла».

Но их непреходящее значение заключается в том, что они открыли новый мир индивидуальных человеческих чувств и отношений. Вместе с тем рыцарские романы отражали и влияние церковной идеологии. Большую известность получил роман о Тристане и Изольде, в котором воспевается высокое и прекрасное чувство любви, преображающее героев. Литература средневековья, кратко описанная, в эпоху с IV по XV век, обязана своему существованию трем источникам:1.

Религиозная литература занимала центральное место, поскольку влияние церкви было очень сильным. Героический эпос. В раннем средневековье он был представлен устными сказаниями скандинавов и кельтов. Где-то с XI века эпосы начинают записывать. В каждой европейской стране было свое сказание о героях.

Рыцарский роман. Его ярчайший представитель, получивший огромную популярность и известность – «Тристан и Изольда». Если эпосы были народным творчеством, то рыцарский роман уже имел авторство.

Куртуазный роман и лирика. Основная тема их поэзии – любовь.В течение длительного времени в средневековой литературе существовало только несколько жанров. Постепенно, с общим развитием культуры Средних веков, их становилось все больше.

В конце раннего Средневековья появляются первые записи героического эпоса, который до этого существовал только в устных пересказах. Героями народных ска­заний были преимущественно воины, храбро защищавшие свою землю и народ. В этих произведениях переплелись два мира: реальный и сказочный.

РЫЦАРСКАЯ ЛИРИКА

В X в. был записан древний германский эпос «Поэма о Беовульфе». Мужество, патри­отизм, верность главных героев были примером для современников и в то же время олицетворяли воинский кодекс чести, присущий рыцарской культуре.

В эпоху Возрождения литература средневековья достигла своей кульминации. Городская включала в себя басни и театральные жанры, такие, как фарс (комическая пьеса), мистерия, миракль.Самой многочисленной и интересной была рыцарская литература. Рыцарская литература, несмотря на ее классовый характер, способствовала обмирщению средневековой культуры, возникновению интереса к личности человека и его чувствам.

Другие посетители сайта сейчас читают:

Comments are closed.