Смотреть что такое «МОКША» в других словарях:

МОКША — река в Европейской части Российской Федерации, правый приток Оки. 656 км, площадь бассейна 51 тыс. км&sup2. Мокша философское понятие в индуизме и джайнизме. Судоходна на 156 км от устья. В бассейне Мокши Мордовский заповедник. Понятие М. широко употребляется в индуизме и буддизме. Мокша в адвайте определяется лишь апофатически, через снятие всех свойств и характеристик; она «не-двойственна» (адвайта) и «лишена качеств» (ниргуна).

Сансара — одно из центральных понятий в индийских религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. При этом в буддизме не признаётся существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида. Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.

Важными элементами в понимании концепции сансары является знание о шести мирах, осознание цикличности бытия и достижение просветления (состояния будды). Странствование (сансара) существ имеет своё начало в вечности. Нельзя найти того мгновения, начиная с которого создания, заблудившиеся в невежестве, скованные жаждой бытия, пускаются в свои странствования и блуждания.

Смотреть что такое «МОКША» в других словарях:

Средний расход воды 184 м&sup3/с. В течениях вишнуизма, шиваизма и шактизма достижение М. мыслится через освоение практик (культовых и йогических), реализующих единство адепта с божеством. Мимансе свойственно убеждение в недостаточности познания для освобождения. Представления о природе М. в различных филос. школах Древней Индии различны.

В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. Мокша здесь — это реализация истинной сущности Атмана, иначе говоря, внезапное постижение адептом абсолютного тождества Атмана и высшего Брахмана.

Что такое индийская философия и в чем состоят стереотипы ее восприятия на Западе и в России?

Мокша — многозначный термин. МОКША — 1. и, собир., жен., ед. мокша, и, муж. и жен. Этническая группа мордва, составляющая коренное население южной и западной части Мордовии. Брахманом. Освобождение связано с обретением высшего блаженства – ананды, с радостью и полным слиянием творца и творения, в результате чего они становятся неразличимы. Существует множество путей, ведущих к М. Впервые о М. говорится в упанишадахв связи с достижением высшей реальности.

Йога Патанджали и санкхья трактуют освобождение в смысле отъединения от материи (кайвалья). В адвгйта-веданте М. — это соединение с безличным абсолютным Брахманом. М. выступает как высшая цель религ. опыта и филос. познания. В ньяе, вайшешике, мимансе «освобождение» заключается в отделении вечного «Я» от его временных свойств. Запада, преподносится ими в качестве панацеи от пороков бурж. общества. Достигшие М. освобождаются от желаний, полностью постигают атман и «проникают во все»; «Я» неотделимо от бога и субъект — от объекта.

По Шанкаре, М. настолько превосходит все категории опыта, что не поддается описанию в терминах нашего познания и. характеризуется обычно через отрицат. Согласно Прабхакаре (школа миманса), М. состоит в полном исчезновении дхармы и адхармы, прекращении как страдания, так и удовольствия. Наиболее последовательно трактует мокшу в духе учения Упанишад адвайта-веданта Шанкары. В отличие от прочих ортодоксальных школ индийской философии, они допускают возможность т. н. освобождения при жизни (дживанмукти).

В то же время будда — это и все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя)

Buddha, тибет. Sangs rgyas — проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет), 1) В буддизме — существо, достигшее состояние высшего совершенства. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю в Кушинагаре.

В писаниях Великой колесницы (махаяна)* доктрина будды получила значительное развитие. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшей медитации. Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов.

В отличие от других религий Индии, буддизм отрицал существование вечного носителя кармы, т. е. души, атмана. Китайский и тибетский каноны не совпадают и включают в себя также сутры хинаяны и тантры ваджраяны, поскольку махаяна признает бесконечное многообразие путей и способов освобождения.

Первые — это существа, уже обретшие Просветление (бодхи), но давшие обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и нирваны.

В ней пребывает Будда — абсолютное единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью (ачинтья). Все остальное, начиная с сансары и нирваны, является Иллюзией (майя), обманом, игрой сознания. Эти четыре уровня являются и четырьмя видами наивысшей медитации, которые Будда Шакьямуни освоил в состоянии Просветления. Движущей причиной этих изменений (как и всего космического цикла) является совокупная карма существ.

Напр., в японской школе сингон будда Вайрочана отождествлен с главной богиней-прародительницей синтоизма Аматэрасу. В Китае толкователи идеи Просветления дополнили учение новыми положениями.

В раннем буддизме и в книгах школ Хинаяна(Малой колесницы) наименование Будды Шакьямуни до Просветления, в том числе во всех предыдущих рождениях. ВМахаяне (Великая колесница)бодхисаттва — это: 1) класс небесных существ, достигших Просветления, но продолжающих перерождаться в самсаре, помогая другим освобождаться.

В махаяневоснове идеала Бодхисаттва — космический принцип связанности всех существ взаимным состраданием и взаимной помощью. В джайнизме — совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Читайте также:

В санкхье и йоге освобождение есть отделение индивидуального сознания (пурущи) от материи (пракрити). Освобождение может быть достигнуто человеком и при жизни, когда душа, оставаясь в теле, больше не отождествляет себя с ним и не испытывает привязанности ни к чему земному.

Другие посетители сайта сейчас читают:

Comments are closed.