«Смысл названия комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»»

Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком? Конфликт между умником и глупцом был важен и актуален для предшествовавших А.С.Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше).

Основой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является столкновение двух сильных характеров – Чацкого и Фамусова. Они оба являются людьми со своей устоявшейся точкой зрения, людьми неприступными и стремящимися к тому, чтобы их услышали.

«Смысл названия комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»»

Именно упорство и желание доказать свою точку зрения и приводят Чацкого к тому, что общество во главе с Фамусовым начинает высмеивать его за высокий уровень интеллекта. Таким образом, название «Горе от ума» является своего рода печальным девизом для Чацкого, который, будучи уникальным человеком, оказался совершенно одинок в своих суждениях. Название комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» отражает смысл жизненной драмы ее главного героя — Чацкого.

Александр Сергеевич Грибоедов

Написав комедию, Грибоедов сам оказался в роли Чацкого: цензура категорически запретила полную публикацию или постановку пьесы. Писатель по долгу службы покинул Россию. Вспомним, кстати, что Грибоедов по праву считался одним из образованнейших людей эпохи. Власть испугалась произведения умного человека, как московское общество — речей Чацкого. Попытаемся разобраться в причинах конфликта между Чацким и обществом.

Еще до того, как Чацкий начинает излагать свои взгляды, мы узнаем со слов Лизы и Софьи, что он «остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив». Софья недоумевает, почему Чацкий, признававшийся ей в любви, три года назад неожиданно уехал путешествовать за границу.

Все отдают должное его остроумию, образованности, но считают, что Чацкий впустую растрачивает силы и возможности. Например, Чацкого приводит в негодование «пустое, рабское, слепое подражанье» французам. Софья открыто признается Чацкому в своей симпатии к Молчалину. Чацкий не может поверить своим ушам, он подозревает в словах Софьи скрытую иронию.

Уникальное творение Александра Сергеевича

Мне кажется, что смысл названия комедии несколько шире, чем просто отражение конфликта умного человека с глупцами. Мы убедились, что в случае с Софьей ум Чацкого был подавлен сильным чувством. Понятие «ума» в названии комедии шире, чем просто интеллект. Грибоедов трагически погиб, но уже при жизни комедия разошлась в рукописных копиях и осталась в русской литературе навсегда.

Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. В “Горе от ума” этот конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Ум теоретически является добродетелью. Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы”.

Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и привнес в текст новые, непривычные для комедии классицизма проблемы. Среди огромных богатств русской классической литературы комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова занимает особое место. Основной конфликт комедии — борьба “Века минувшего” с “веком нынешним”. В самом заглавии пьесы поставлена важнейшая проблема комедии — проблема ума. Чацкий у Грибоедова выступает в роли умника и в роли глупца одновременно.

Чацкий в комедии противопоставлен врагам свободомыслия и просвещения. Может быть, этому человеку следовало родиться чуточку позже? Может, он родился не в свое время? Чацкий со своими новыми, передовыми идеями и мировоззрением не понят в фамусовском обществе.

Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов

В его монологе “А судьи кто?..” звучит протест против крепостного права, в нем Чацкий говорит, что все люди должны быть гуманистами, защитниками свободы. Жанр этого произведения — комедия. Такие комедии принято называть “высокими”.

В комедии происходит столкновение ума как нравственно-философской категории, ума прагматичного, бытового

Чацкий разочаровался в своей любви к Софии, у него открылись глаза на людей, стремившихся к повышению по чину, и именно тогда была произнесена фраза “служить бы делу, а не лицам”. Он во всех случаях остался выше фамусовского общества, он превзошел всех героев своим умом, порядочностью. Я советую всему миру прочесть это произведение и сделать свои выводы. Ум Чацкого — причина его непримиримого конфликта с фамусовским обществом, обществом глупцов, как он справедливо полагал.

Грибоедов в своей комедии поднял голос в защиту разума, просвещения, культуры, национальной и социальной независимости: против «века минувшего» с его отжившими взглядами и рабской психологией. Ум Чацкого — это передовые убеждения человека, враждебного косному и отсталому фамусовскому обществу, «житья прошедшего подлейшие черты» которого ненавистны тем, кто воплощает «век нынешний».

От имени этих молодых людей, детей 1812 года, и выступает Чацкий. И мы, читатели, за одинокой в комедии фигурой Чацкого угадываем всю молодую Россию грибоедовского времени, Россию будущих декабристов и их единомышленников. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает.

Пушкин в своем письме к Вяземскому. Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит».

Читайте также:

А.С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества. В пьесе А.С.Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. “Горе от ума” — комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.

Другие посетители сайта сейчас читают:

  • Этиология и патогенез.Этиология и патогенез. В течении отморожений различают два периода: дореактивный и реактивный. 3) теория […]
  • Вызов боссаВызов босса Разве можно представить себе полноценный игровой блокбастер без битв с боссами? Epic […]
  • Инструкция беродуалИнструкция беродуал Небольшое количество раствора, оставшееся в небулайзере после ингаляции, для дальнейших […]

Comments are closed.