СТРУКТУРА «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

В структуре Я-концепции выделяют три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. Так, С. Стейн определяет «я»-Концепцию — «существующая в сознании индивида система представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту».

Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Тем более это верно в отношении таких понятий, как «личность», «сознание» или «самосознание». Ф. Т. Михайлова волнует вопрос, каков источник творческих способностей человека, диалектика творящего и сотворенного. А. Г. Спиркина «я» интересует как носитель и одновременно элемент самосознания. Д. И. Дубровский подходит к «я» как к центральному интегрирующему и активирующему фактору субъективной реальности.

Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации «„я“-концепции», в частности к способности различать реальные и гипотетические возможности. Таким образом, в зависимости от исходной проблемы и способов её расчленения меняется и значение понятий и их бесчисленных производных.

СТРУКТУРА «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть.

А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая «я»-концепции. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя. Наряду с прочим, когнитивная компонента «я»-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая «я»-концепции. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью». Л. А. Венгер говорит об образе «я» как о совокупности обобщенных содержательных и оценочных представлений. Г. Е. Залесским выделяются два компонента образа «я» — мотивационный и когнитивный. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты.

И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов. Методика диагностики социально-психологической адаптации разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом (1954). Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах. На русскоязычной выборке адаптированная А. К. Осницким. И. С. Кон поднимает вопрос о том, может ли индивид адекватно воспринимать и оценивать себя, в связи с проблемой соотношения главных функций самосознания — регуляторно-организующей и эго-защитной.

Напротив, Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа-Я даже ценой искажения информации. В зависимости от этого один и тот же субъект может давать как адекватные, так и ложные самооценки. Я»-образ (образ «я», «я»-концепция) — это некая глобальная самооценка. Я»-концепция («я»-образ) — то зерно, которое несет в себе как зародыш, так и его потенциал роста и развития.

Устойчивость и изменение Я-концепции

Кстати, играл с этим испытуемым сам Михаил Таль, и он же сыграл с ним партию в его обычном состоянии вне гипноза. Итак, именно внушение целостного образа позволяет выявить в гипнозе уникальные возможности, о которых сам человек не догадывается. Сложность и непредсказуемость образа «я» создает трудности для его изучения. В структуре личности особо выделяют психическую составляющую, ответственную за целостность психики.

Система сбалансирована, когда самость (как солнце) освещает, согревает и даёт энергию всем остальным составляющим личности. Человеку свойственно иметь и строить не только теорию самого себя, такого, какой он есть сегодня в действительности, но и теорию идеального «я», такого, каким человек хочет быть в будущем.

Актуальное «я» — всеохватывающее понятие для всего, чем является человек в данное время: для его тела и души, здоровья и невротичности. Идеализированное «я» — это то, чем субъект является в своем иррациональном воображении или чем должен быть согласно диктатам невротической гордости. Реальное «я» — это «изначальная» сила, действующая в направлении индивидуального роста и самореализации, с которой субъект может вновь достичь полной идентификации, когда он свободен от невроза.

Существуют методики, в которых человек даёт образ себя и образ своего близкого, тем самым подчеркивая свои особенности, которые отличают его от другого. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Сознание и самосознание личности как высшая форма человеческой психики

Я»-идентичность — «я»-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре. В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие.

Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. Например, у физически больного ребёнка в «я»-концепции заложено — здоров. На протяжении всего взрослого периода жизни «я»-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения.

Читайте также:

Соответственно, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка. Можно сказать, что заложено в «я»-концепции, то подросток и пытается развить.

Другие посетители сайта сейчас читают:

Comments are closed.