Урок 68 СИЛА И СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ

Теперь жизнь в доме Кабанихи начинает вдвойне тяготить Катерину. Самоубийство — это протест или слабость? Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза». Этим слова Добролюбова красноречиво доказывают, что в самоубийстве Катерины никак нельзя узреть слабость души и трусость. Но нельзя не заметить решительности и свободолюбия в характере Катерины. Смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве.

Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление — гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины — сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза».

Сочинение Островский А.Н. — Гроза

Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке. Во-вторых, разочарование в Борисе.

Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества.

Добролюбов при анализе образа Катерины, говорил, что таким людям «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Всё равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением силы. Её решение не было импульсивным.

Похожие сочинения

Интересно, что Добролюбова можно считать адвокатом Катерины, а вот Писарев, другой русский критик, вполне заслуживает место прокурора. Дело в том, что в статье «Мотивы русской драмы» Писарев искренне недоумевает: Борис посмотрел — Катя влюбилась, «Кабаниха ворчит — Катерина изнывает». В данной публикации мы попытались объяснить причины и последствия поступка Катерины.

Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» заканчивается самоубийством главной героини — Катерины. Но был ли ее поступок проявлением протеста и «страшным вызовом самодурной силе», как считает Н. А. Добролюбов?

Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно иным образом жизни, в том смысле, что это была жизнь, в которой царит насилие, самодурство, унижение человеческого достоинства.

Так что самоубийство Катерины, я считаю, является слабостью

Смиренная внешне Катерина становится для Марфы Кабановой олицетворением скрытой опасности, которую она чувствует интуитивно. Вот и стремится Кабаниха подчинить, сломить хрупкий характер Катерины, заставить и ее жить по своим законам, вот и точит ее «как ржа железо».

Где-то в глубине души Катерины всё-таки есть искорка противостояния, но её постоянно заглушает неуверенность и шаткость характера

Катерина вынуждена скрывать свои свидания, но жить обманом для нее невыносимо. Покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Жить в мире «затаенной, тихо вздыхающей скорби… Просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли иначе нельзя…

Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников, купцов — от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных — с удивительной широтой отражены в его творчестве. Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении.

Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство.

Самоубийство Катерины — это есть протест против тирании «темного царства..

Ты мужняя жена» Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу жить здесь, так не стану, хоть ты меня режь!» У Катерины — открытый характер, сильный и свободолюбивый.

По своему душевному настрою Катерина — «вольная птица». Потому и проснувшееся чувство для Катерины сливается с, тоской по воле, с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Она любит не так, как робкие жертвы «темного царства».

Кто же виноват в ее смерти? Чем является самоубийство Катерины — ее нравственной победой над «темным царством», где властвуют грубость, насилие, невежество и безразличие к окружающим, или трагическим поражением? Катерина чиста душой — ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Если не умом, то сердцем ощутила Катерина неотвратимую правоту иных законов — свободы, любви, человечности. Эти законы жестоко нарушены, не героиней, а по отношению к ней: ее отдали замуж за нелюбимого, ее предает муж ради пьяного разгула, неотступно тиранит свекровь, ее вынуждают жить в неволе.

И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием

Если Катерина не боится, значит, ее грехи искуплены. Таким образом, гроза, приближение которой чувствовалось на протяжении всей пьесы, разразилась в финале. И гроза эта — не просто явление природы, это — потрясение всех существующих устоев, символ свободы.

Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее .Это «что-то» и есть по-нашему , фон пьесы , указанный нами и обнаружи вающий шаткость и близкий конец самодурства. Драма Островского «Гроза» написана в 50—60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы — разночинцев-интеллигентов.

Катерина понимает, что жить в доме Кабановых — это безнравственно. Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а не Кабаниха. Основной вопрос, рассматриеваемый критиками — является ли самоубийство Катерины в конце пьесы силой или слабостью.

Другие посетители сайта сейчас читают:

Comments are closed.