Значение понятия о завершающем акте для изучения эволюции поведения

Значение понятия о завершающем акте для изучения эволюции поведения. Так, например, в некоторых случаях поисковое поведение приводит не к завершающему акту, а к такому сочетанию раздражителей, которое стимулирует следующую фазу поискового поведения.

Так, в нашем примере с мухоловкой-пеструшкой, после создания пары у птиц, завершающему акту в виде спаривания предшествует период ухаживания. Во втором же, поскольку основная последовательность действий осой уже была выполнена, она довела до конца завершающий акт поведения. Окончание этой фазы наступает, когда животное достигнет ситуации, в которой может осуществиться следующее звено данной цепи реакций.

Именно поисковое поведение является средством индивидуального приспособления животных к окружающей среде, причем это приспособление бесконечно разнообразно по своим формам. Типичные примеры таких действий — различные формы угрожающего и полового поведения.

Некоторые виды и семейства отличаются друг от друга как по морфологическим, так и по поведенческим признакам. Между тем в других случаях поведенческие признаки служат единственным достоверным отличием.

В этот период животное «фиксирует», «запечатлевает», раздражитель, на который впоследствии будет осуществляться та или иная врожденная реакция. Сама по себе реакция эта врожденная, но в течение первых часов после вылупления молодые птицы должны «запечатлеть» облик матери. Если адекватные раздражители — насекомые — так и не появлялись, то в их отсутствие наблюдалась полная последовательность движений, необходимых для их поимки.

Подобно этому Хайнд впоследствии описал, как канарейка, лишенная материала для строительства гнезда, переносила и вплетала несуществующие травинки в несуществующее гнездо

По Анохину во всех ФУС, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма имеются внутренние системы саморегуляции и внешнее звено саморегуляции или поведенческая регуляция. Это звено способствует поддержанию постоянства внутренней среды за счёт целенаправленного поведения.

Для запуска поведения необходимы пусковая и обстановочная афферентация. Пример. В это же время, из памяти извлекается врождённая и приобретённая информация, которая полезна для будущего поведения.

На этой стадии оцениваются результаты будущего поведения при выполнении принятого решения. Этот механизм снятия блока Лоренц назвал «врожденной схемой реагирования» (angeborne auslosende Schema). Знаковый стимул сравнивают с ключом, идеально соответствующим замку — врожденному разрешающему механизму, который снимает торможение с центров, обеспечивающих осуществление соответствующей реакции. Таким образом, «ключевыми» оказываются такие раздражители, при действии которых происходит срабатывание «врожденного разрешающего механизма».

Для определения таких видов многостадийного поискового поведения ученик Тинбергена Берендс ввел понятие «иерархии поискового поведения»

Кошка выкапывает ямку, мочится или испражняется и затем закапывает ее. В природных условиях это действие направлено на то, чтобы не оставлять после себя специфического запаха. После спаривания начинается следующая стадия поискового поведения — строительство гнезда, затем откладка яиц, насиживание, выкармливание птенцов и т.д.

Постепенно птица стала все более и более неразборчиво реагировать на внешние раздражители, пытаясь преследовать их, что свидетельствует о снижении порога реакции. Подобное этому поведение было описано Хайндом на примере канарейки. Как уже указывалось, поведение животного — это не всегда пассивная реакция на внешние раздражители.

Читайте также:

Основу формирования поискового поведения в онтогенезе составляют такие процессы, как привыкание и обучение во всех его многообразных формах. Первой стадиейповеденческого акта является поисковое поведение. Последующий анализ показал, что все сложные поведенческие акты в той или иной степени содержат как спонтанные, так и рефлекторные элементы.

Другие посетители сайта сейчас читают:

Comments are closed.